О сложности вертолётов

Вертолет достаточно сложный объект управления. И эта сложность возрастает особенно во время полета на околонулевых скоростях, при работе на режиме висения. Кроме простой функции передачи движения ручки управления на управляющие поверхности, установка системы дистанционного управления позволяет улучшить устойчивость и управляемость вертолета, устранить паразитные влияния взаимосвязей продольного и поперечного движения летательного аппарата, что значительно облегчает работу экипажа при пилотировании. Система дистанционного управления помогает также реализовать много дополнительных функций: уменьшение перегрузок в турбулентной атмосфере, предотвращение выхода на опасные режимы, точное висение при ветровых возмущениях, подавление вибраций.

Система состоит из четырех каналов, каждый из которых четырежды резервирован в части датчиков первичной информации, вычислителя, усилителя сервопривода и вторичных источников питания. Общим для всей системы является пульт управления, где расположены кнопки-табло, предназначенные для сигнализации об исправной работе каналов. В качестве исполнительных органов СДУ-А применены электрогидравлические рулевые приводы (РП). Управление каналом тангажа осуществляется через передний и задний РП, каналом крена -через левый РП, каналом общего шага -через передний, левый и задний РП, а каналом курса – через хвостовой РП.

Предусмотрено дальнейшее развитие СДУ-А – она будет «наращиваться» цифровым вычислительным устройством, реализующим алгоритмы для выполнения дополнительных задач, в том числе и задач системы автоматического управления. Это стабилизация угловых положений вертолета по крену, тангажу и курсу, стабилизация высоты полета, в том числе и на режиме висения. При наличии соответствующих систем и датчиков будет обеспечиваться автоматизация полета по маршруту, автоматизация захода на посадку и так далее.

Правильность выбранного направления в реализации системы управления вертолета «Ансат» подтверждается практикой развития мирового вертолетостроения. В последние годы западные вертолеты все чаще оборудуются системами электродистанционного управления. В этой связи представляется, что оснащение вертолета «Ансат» СДУ имеет большую перспективу и позволит создать конкурентоспособную авиационную продукцию, которая будет пользоваться спросом на внутреннем и на внешнем рынках.

Прошло десять лет с первого полета «Ансата», у него есть своя востребованная ниша, его возможности оценили не только теоретики вертолетостроения, но и, что самое главное, практики – эксплуатанты. И мы рады, что в этом успехе вертолета есть и наш труд.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.