Ansat

О возможном участии коллектива

конструкторского отдела Уральского филиала фирмы «Камов» в работе по программе «Ансат» я узнал в августе 1993 года от руководителя Уральского авиационного научно-технического центра «Вертолет» И.Н. Соколовского. Тот, в свою очередь, получил предложение поучаствовать в работе над «Ансатом» от С.А. Михайлова – руководителя инженерного центра «Омега», доцента кафедры строительной механики летательных аппаратов КАИ.

С августа по октябрь 1993 года И.Н. Соколовский подбирал коллектив, способный выполнить проектно-конструкторские работы по новому вертолету, рассматривались их возможный объем и тематика. Постепенно будущий фронт работ УАНТЦ «Вертолет» стал наполняться конкретным содержанием. Научно-техническому центру поручалась разработка несущей системы «Ансата» (втулка и лопасти несущего и рулевого винтов, включая технологию их изготовления), автомата перекоса, полозкового шасси, оперения. При этом разработки должны были сопровождаться расчетами нагрузок, балансировки, устойчивости и управляемости, отстройки от флаттера и земного резонанса. Кроме самих агрегатов, предполагалась разработка под них испытательных стендов и программ стендовых испытаний. Основное требование – обеспечение соответствия вертолета (с указанными агрегатами) требованиям АП-29 категории «А».

Для выполнения намеченных задач И.Н. Соколовский привлек специалистов фирмы «Камов» и ее уральского филиала. Работы возглавили А.Г. Сатаров (конструкторская разработка несущей системы и автомата перекоса), Б.П. Наумов (разработка технологии изготовления несущей системы), И.П. Назаров (разработка полозкового шасси), В.В. Нам (разработка оперения) и В.И. Овчинников (проектно-расчетные работы по определению кинематических характеристик управления, нагрузок, устойчивости и управляемости, отстройки от флаттера и земного резонанса).

Административно-финансовое руководство всеми вышеназванными работами возглавил И.Н. Соколовский. Руководители отдельных направлений сами должны были подбирать исполнителей, они же отвечали за конечный результат перед общим начальником. Безусловно, самым опытным специалистом и лидером всей команды был А.Г. Сатаров, работавший в молодые годы (ко времени начала работ по проекту «Ансат» ему уже было более 70 лет) начальником отдела технических проектов в ОКБ Н.И. Камова и бывший его единомышленником и соратником.

  Взлетный вес вертолета