Тарифы на грузовые авиаперевозки будут расти из-за кризиса, вызванного российско-украинским конфликтом. Международный рынок, стоит напомнить, еще не успел «остыть» после пиковых значений, которые аналитики фиксировали в разгар в мире пандемии коронавируса. За последние полгода тарифы авиакомпаний, занимающихся грузовыми перевозками, продемонстрировали незначительное снижение. Новые кризисные явления, по-видимому, развернут этот тренд, отмечает интерактивный вестник aviav.ru.

Наиболее высокая активность на рынке авиационных грузоперевозок наблюдалась в 2020-м году. Авиаперевозчики тогда особенно интенсивно перевозили товары медицинского назначения. Тарифы на один килограмм груза, доставленного из Северной Америки в Азию, например, пробили отметку в 20 долларов. На первый квартал этого 2022-го года тарифы существенно снизились, остановились на уровне в 6-8 долларов/килограмм. Это дороже, чем до пандемии, но в разы ниже, чем два года назад. По последним данным средний показатель находится где-то в районе десяти долларов за килограмм перевезенного воздушным путем груза.

Пандемия COVID-19 стала серьезным испытанием для логистических цепей авиакомпаний, занятых грузоперевозками. Перевозчики испытали серьезную нагрузку. Сейчас, когда западные страны и РФ закрыли свои воздушные пространства, прекратили между собой авиасообщение, проблема только усугубилась. Авиакомпании из Северной Америки, ЕС теперь вынуждены летать в Азию в обход российского воздушного пространства. Продолжительность рейсов заметно выросла, на некоторых маршрутах демонстрирует просто критические значения. Сокращение провозных мощностей еще более омрачает картину.

Стоит напомнить, что еще совсем недавно маршруты из таких крупных авиационных узлов Европы как Лондон, Стокгольм, Хельсинки и Амстердам пролегали через подконтрольное России, Украине воздушное пространство. Авиакомпании вынуждены использовать гораздо менее экономически эффективные «обходные» маршруты, которые иногда на три часа продолжительней прежних. Нужно ждать увеличения времени транзита, задержек поставок. Операторы могут отказаться от многих новых маршрутов в связи с их экономической нецелесообразностью. Авиакомпаниям придется делать дополнительные технические остановки, в некоторых случаях даже менять экипаж. Время транзита для грузовых авиаперевозчиков Северной Америки увеличится почти на час, если РФ перекроет и арктические трассы.

  Авиапарк Газпрома пополнили еще 2 винтокрылые машины Ми-8АМТ

Закрытие воздушного пространства США и Европейского Союза для компаний из РФ сильно ударит по перевозчику AirBridgeCargo, который входит в альянс предприятий Волга-Днепр. В распоряжении российской грузовой авиакомпании 17 грузовых самолетов B-747 400/8, один В-777/F. На долю этого крупного авиационного грузоперевозчика приходилась часть международного рынка (маршруты между США, Азией и Европой). На данный момент маршрутная сеть оператора нарушена, многие некогда популярные, рентабельные направления вообще закрыты. Выход из рынка крупного игрока, бесспорно, вызовет нарушение баланса спроса/предложения.

Украина, в отличие от России, занимает на международном рынке грузовых авиационных перевозок менее весомое положение. Местные авиакомпании эксплуатируют грузовые воздушные суда Антонова, позволяющие перевозить негабаритные сверхбольшие грузы, специальное оборудование. В СМИ прошла информации, что в результате военной операции пострадал огромный грузовой авиалайнер Ан-225, несколько бортов Ан-124, а также база технической поддержки, где хранились запасные компоненты для этой специфической авиатехники. Последнее обстоятельство, несомненно, осложнить жизнь операторам самолетов этого типа, среди который и компании, входящие в авиагруппу Волга-Днепр.