Ansat

Пожалуй, самый неприятный «сюрприз» преподнес рулевой винт с рессорами-торсионами. При наземных гонках первого прототипа вертолета (май 1998 года) возникли интенсивные вибрации рулевого винта, что привело к поломке хвостового редуктора. Анализ результатов испытаний показал: втулка винта в плоскости вращения имеет недостаточную жесткость, что в сочетании с недостаточно жестким валом РВ приводит к возникновению вблизи рабочих оборотов апериодического резонанса. Пришлось срочно увеличить диаметр вала, а также жесткость крепления хвостового редуктора за счет введения дополнительных подкосов. Такие конструктивные доработки позволили сдвинуть резонансную зону за рабочие обороты и обеспечить подготовку вертолета к началу летных испытаний. Однако в дальнейшем во избежание повторения резонанса от рессор-торсионов на рулевом винте пришлось отказаться и срочно спроектировать новую шарнирную втулку, которая с небольшими изменениями стоит на «Ансате» и в настоящее время.

В процессе работы над проектом добавлялись новые темы и объемы работ. В 1996 году было принято решение о создании для вертолета цифровой комплексной системы управления КСУ-А, и для отработки системы на этапе синтеза законов управления потребовалась полная нелинейная математическая модель полета вертолета. Такая модель была разработана УАНТЦ «Вертолет» всего за три месяца (авторы В.И. Овчинников, О.Е. Кириллов) и протестирована в ЦАГИ. Эта модель послужила и служит до сегодняшнего времени для определения динамических характеристик вертолета при стендовых испытаниях КСУ-А, в том числе она была использована при госиспытаниях вертолета «Ансат-У».

Проведенные еще в 1994-1996 годах расчеты нагрузок на агрегаты вертолета, в частности, на валы главного и хвостового редукторов позволили своевременно усилить их конструкцию. И как показала практика эксплуатации вертолетов, это было совершенно правильное решение. Оно позволило непрерывно увеличивать начальный назначенный ресурс редукторов и взлетный вес вертолета (с 3300 до 3600 кг), как это было определено еще в 1993 году в первом техническом предложении на несущую систему.

  Специалисты программы двигателя