Как снижали массогабаритные характеристики

Конечно, решение технических вопросов, направленных на снижение массогабаритных характеристик и улучшение тактико-технических показателей изделий, невозможно без освоения и внедрения новых технологий. И здесь нужно отметить, что создание авионики для вертолета «Ансат» происходило на фоне технического и технологического перевооружения предприятия.

Относительно финансовых вложений в проект важно отметить, что «Ансат» разрабатывался КВЗ за счет собственных средств, отчисляемых из прибыли завода. Соответственно, схема финансирования опытно-конструкторских работ по созданию авионики для «Ансата» в УКБП должна быть такой же.

В целом можно с уверенностью сказать, что участие УКБП в программе создания вертолета «Ансат» сыграло значительную роль в развитии предприятия, по большей части его вертолетного направления. Впервые перед ульяновскими приборостроителями была поставлена задача по разработке и установке на вертолет не только отдельных датчиков и приборов, а комплекса бортового оборудования. Он включал в себя бортовую информационную систему контроля БИСК-А-1, информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП-А, указатель скорости с цифровым выходом УСВИЦ-350; высотомер механический с цифровым выходом ВМЦ-10, приемник воздушных давлений с компенсацией ПВД-К4, систему табло аварийной и уведомляющей сигнализации СТАУС-1; систему внутрикабинного освещения СВКО-5, табло светосигнальные ТСК-4, ТС-11.

Это оборудование фактически определило облик приборной доски вертолета. Поскольку на вертолете «Ансат» устанавливается канадский двигатель с электронным регулятором и выходом на индикацию в «цифре», то впервые для вертолета была разработана цифровая бортовая информационная система контроля, осуществляющая полный контроль и отображение параметров и режимов работы двигателей, а также всего общевертолетного оборудования.

Естественно, что при таком объеме новых решаемых задач не могло не сложиться тесное сотрудничество с создателями вертолета, в особенности при разработке системы БИСК-А. Эта система разрабатывалась в тесном взаимодействии с ведущими специалистами КВЗ. Мы вместе набирались опыта, обогащая друг друга знаниями, имеющимися у каждой из сторон.

С момента первого полета вертолета «Ансат» ОАО «КВЗ» и ОАО «УКБП» (как разработчик большей части бортового оборудования) непрерывно проводили работы по разработке модификаций для различных заказчиков (ВВС, ФСБ, гражданская авиация, зарубежные заказчики).

Однако ключевой модернизацией «Ансата» считаю создание совместно с ОАО «КВЗ» первой и пока единственной в России полностью «стеклянной» кабины экипажа, что явилось важнейшим шагом в интеграции бортового оборудования вертолета и существенно повысило конкурентоспособность машины на мировом рынке. Первые два таких вертолета в настоящее время успешно эксплуатируются авиацией ФСБ.

В основу интеграции информационно-управляющего поля кабины этого вертолета легли системы СЭИ-А и БИСК-А-1, а также принципиально новая система резервных приборов ИСРП-3, заменяющая собой все требуемые авиационными правилами приборы пилотажно-навигационной «резервной группы»: указатель приборной скорости (УС), высотомер (ВМ), авиагоризонт (АГБ), вариометр (BP) и индикатор магнитного курса (КИ-13).

Специально для вертолетов первоначальной подготовки «Ансат-У» ОАО «УКБП» разрабатывает технический проект по построению на основе ЖК-индикаторов универсального рабочего поля с возможностью выбора вида отображения: «традиционного» (отображение шкалы электромеханических приборов) и в концепции «стеклянной» кабины, позволяя таким образом легко «подстроить» учебный процесс как под действующий парк винтокрылых машин (Ми-8, Ми-24), так и под современные боевые вертолеты (Ка-50, Ка-52, Ми-28Н).

Комментарии запрещены.